Александровское сельское поселение
с. Александровское

Муниципальный контроль

Федеральным законом от 28.12.2024 № 540-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Также внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, в особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации. 
В частности, отменены пункты: 
- об увеличенном сроке взаимодействия с одним лицом, если рейдовый осмотр проводят в рамках пожарного надзора на объекте, где работают несколько контролируемых лиц. Теперь в Законе № 248-ФЗ есть общее правило об увеличении срока в таком случае. Его будут применять к конкретному виду надзора, если это будет предусмотрено в специальном законе;
- о завершении проверок, которые начали до ввода моратория в 2022 году. 
Особенности выдачи предписаний после мероприятий без взаимодействия применяются до 01.01.2030. 
Исключены пункты, позволяющие выдавать предписания по итогам мероприятия без взаимодействия в рамках надзора за транспортной безопасностью. 
Мораторий на плановые проверки ряда ИТ-компаний продлен с 01.01.2025. Плановые проверки аккредитованных ИТ-компаний не будут проводиться до конца 2025 года. Исключение – мероприятия в рамках федерального санитарно-эпидемиологического контроля. 
Увеличено число оснований для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее – КНМ) с взаимодействием с контролируемыми лицами. Среди них – уклонение от обязательного профилактического визита. 
Расширен перечень профилактических мероприятий, которые подлежат обязательному проведению органами муниципального контроля, в их число включены объявление предостережения и профилактические визиты.
Периодичность проведения обязательных профилактических визитов в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, устанавливается соразмерно рискам причинения вреда (ущерба). 
Отказ контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита не допускается, в противном случае в отношении него может быть организовано КНМ. 
В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу. Срок его проведения не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний. 
По окончании обязательного профилактического визита составляется акт, в случае выявления нарушений обязательных требований, если они не были устранены до окончания профилактического мероприятия, контролируемому лицу выдается предписание. 
Изменены положения о принятии решений о проведении КНМ, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом, по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе их причинения охраняемым законом ценностям, случаи согласования КНМ с органами прокуратуры, извещения органов прокуратуры о проведении КНМ, выдачи предписаний об устранении нарушений обязательных требований. 
Так, внеплановое КНМ в связи с истечением срока исполнения предписания может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры. 
Внеплановые документарные проверки также требуют согласования, за исключением отдельных случаев, указанных в ч. 9 ст. 72 Закона № 248-ФЗ. 
Предусмотрено право отказать проверяющему в допуске на объект контроля, если на документах госоргана нет QR-кода либо он некорректный. 
Установлена возможность проведения профилактических визитов и КНМ (инспекционного визита, выездной проверки, рейдового осмотра) с использованием мобильного приложения «Инспектор». 
С использованием данного мобильного приложения могут дистанционно (без выезда инспектора на объект) проводиться такие контрольные (надзорные) действия как осмотр, досмотр, опрос, экспертиза, эксперимент. 
Изменены нормы Закона № 248-ФЗ, связанные с досудебным обжалованием решений и действий контрольно-надзорных органов.
Правила досудебного обжалования распространены на случаи проведения обязательных профилактических визитов, введена возможность обжалования решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска, а также об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц.
С 20 до 15 рабочих дней сокращен срок рассмотрения жалобы. 

Исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным органом у контролируемого лица в рамках осуществления муниципальных контролей

В соответствии с требованиями гражданского законодательства, Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», положениями о видах муниципального контроля, осуществляемых администрацией Северного сельского поселения (далее – контрольный орган, администрация), должностные лица контрольного органа вправе запрашивать следующие сведения у контролируемых лиц:

1) документы, удостоверяющие личность контролируемого лица (физического лица, индивидуального предпринимателя) и подтверждающие личность и полномочия представителя контролируемого лица;

2) все документы, касающиеся соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке документы, содержащие государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, техническую документацию, электронные базы данных, информационные системы контролируемых лиц, материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных, а также носители информации в части, относящейся к предмету и объему контрольного мероприятия, необходимые и (или) имеющие значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, с учетом требований статьи 80 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» - для ознакомления;

3) письменные объяснения от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также документы для копирования, фото- и видеосъемки. Получение письменных объяснений заключается в запросе инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями. Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме. Инспектор вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или работников организации, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления;

4) дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы, у контролируемого лица, подавшего жалобу на решение контрольного органа, действия (бездействие) его должностных лиц. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным органом, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы;

5) в целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного органа при необходимости запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений, однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным;

6) в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный орган указанные в требовании документы;

7) в случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении муниципального контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в контрольный орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении муниципального контроля, вправе дополнительно представить в контрольный орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов;

8) устную информацию, имеющую значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией, в ходе опроса. Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте контрольного мероприятия в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного мероприятия;

9) по результатам исполнения контролируемым лицом решения, принятого в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым установлено предоставление документов и сведений в контрольный орган;

10) копии подтверждающих указанные в заявлении контролируемого лица об изменении присвоенной ранее объекту контроля категории риска основания необходимости изменения присвоенной ранее объекту контроля категории риска (за исключением документов и сведений, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления). Заявление и приложения к нему должны содержать сведения, позволяющие достоверно идентифицировать заявителя как контролируемое лицо и объект контроля, установить наличие связи заявителя с объектом контроля. Орган муниципального контроля принимает решение об отказе в изменении присвоенной ранее объекту контроля категории риска в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления в случае отсутствия указанных сведений, отсутствия документального подтверждения указанных в заявлении оснований либо недостоверности предоставленных контролируемым лицом сведений.

При осуществлении муниципального контроля должностные лица не вправе возлагать на контролируемых лиц обязанность по представлению:

1) сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах;

2) документов и иных сведений, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления;

3) документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;

4) документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

5) документов, информации ранее даты начала проведения контрольного мероприятия.

Сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований

Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по обращениям контролируемых лиц и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального контроля без взимания платы.

Консультирование в устной форме проводится уполномоченным должностным лицом органа муниципального контроля по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия по следующим вопросам

а) организация и осуществление муниципального контроля;

б) порядок осуществления профилактических, контрольных мероприятий, установленных настоящим Положением.

в) применения положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля;

г) обжалования решений органа муниципального контроля, действий (бездействия) их должностных лиц.

д) местоположение, контактные телефон, адрес официального сайта Администрации Александровского сельского поселения в сети Интернет и адреса электронной почты;

е) график работы органа муниципального контроля, время приёма посетителей, номера кабинетов, где проводится приём и информирование посетителей по вопросам осуществления муниципального контроля.

По итогам устного консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.

Контролируемое лицо вправе направить запрос в Администрацию Александровского сельского поселения о предоставлении письменного ответа в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В случае поступления более трех однотипных запросов контролируемых лиц о предоставлении письменных ответов об организации и осуществлении муниципального контроля, консультирование по однотипным вопросам, осуществляется посредством размещения на официальном сайте Администрации Александровского сельского поселения https://alsalekstomsk.gosuslugi.ru/ письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом органом муниципального контроля.

Рассмотрение письменных обращений осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При консультировании соблюдаются требования, установленные статьей 50 Федерального закона № 248-ФЗ.

В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решения и (или действия должностных лиц органа муниципального контроля, иных участников контрольного мероприятия, а также результаты проведенного в рамках контрольного мероприятия экспертизы.

Федеральным законом от 28.12.2024 № 540-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Также внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, в особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации. 
В частности, отменены пункты: 
- об увеличенном сроке взаимодействия с одним лицом, если рейдовый осмотр проводят в рамках пожарного надзора на объекте, где работают несколько контролируемых лиц. Теперь в Законе № 248-ФЗ есть общее правило об увеличении срока в таком случае. Его будут применять к конкретному виду надзора, если это будет предусмотрено в специальном законе;
- о завершении проверок, которые начали до ввода моратория в 2022 году. 
Особенности выдачи предписаний после мероприятий без взаимодействия применяются до 01.01.2030. 
Исключены пункты, позволяющие выдавать предписания по итогам мероприятия без взаимодействия в рамках надзора за транспортной безопасностью. 
Мораторий на плановые проверки ряда ИТ-компаний продлен с 01.01.2025. Плановые проверки аккредитованных ИТ-компаний не будут проводиться до конца 2025 года. Исключение – мероприятия в рамках федерального санитарно-эпидемиологического контроля. 
Увеличено число оснований для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее – КНМ) с взаимодействием с контролируемыми лицами. Среди них – уклонение от обязательного профилактического визита. 
Расширен перечень профилактических мероприятий, которые подлежат обязательному проведению органами муниципального контроля, в их число включены объявление предостережения и профилактические визиты.
Периодичность проведения обязательных профилактических визитов в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, устанавливается соразмерно рискам причинения вреда (ущерба). 
Отказ контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита не допускается, в противном случае в отношении него может быть организовано КНМ. 
В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу. Срок его проведения не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний. 
По окончании обязательного профилактического визита составляется акт, в случае выявления нарушений обязательных требований, если они не были устранены до окончания профилактического мероприятия, контролируемому лицу выдается предписание. 
Изменены положения о принятии решений о проведении КНМ, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом, по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе их причинения охраняемым законом ценностям, случаи согласования КНМ с органами прокуратуры, извещения органов прокуратуры о проведении КНМ, выдачи предписаний об устранении нарушений обязательных требований. 
Так, внеплановое КНМ в связи с истечением срока исполнения предписания может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры. 
Внеплановые документарные проверки также требуют согласования, за исключением отдельных случаев, указанных в ч. 9 ст. 72 Закона № 248-ФЗ. 
Предусмотрено право отказать проверяющему в допуске на объект контроля, если на документах госоргана нет QR-кода либо он некорректный. 
Установлена возможность проведения профилактических визитов и КНМ (инспекционного визита, выездной проверки, рейдового осмотра) с использованием мобильного приложения «Инспектор». 
С использованием данного мобильного приложения могут дистанционно (без выезда инспектора на объект) проводиться такие контрольные (надзорные) действия как осмотр, досмотр, опрос, экспертиза, эксперимент. 
Изменены нормы Закона № 248-ФЗ, связанные с досудебным обжалованием решений и действий контрольно-надзорных органов.
Правила досудебного обжалования распространены на случаи проведения обязательных профилактических визитов, введена возможность обжалования решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска, а также об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц.
С 20 до 15 рабочих дней сокращен срок рассмотрения жалобы. 

Профилактический визит. С 1 июля 2021 года в соответствии с 52 статьей Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ органы контроля могут проводить профилактические визиты

В целях снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий.

Отношения в области организации и осуществления муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Органы муниципального контроля – это органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, которые определяются уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Кроме того, уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом определяются (ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ):

– организационная структура органов муниципального контроля;
– полномочия, функции и порядок деятельности органов муниципального контроля;
– перечень должностных лиц органов муниципального контроля и их полномочий.

Основные требования для органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль:

1) Нормативные требования (ст.ст. 2, 6 Федерального закона № 294-ФЗ):

– установление муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами порядка организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля);

– разработка органами местного самоуправления административного регламентаосуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности;

2) Организационные требования(ст. 6, 7 Федерального закона № 294-ФЗ):

– ведение перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;

– подготовка ежегодных докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, а также об эффективности такого контроля. Доклады разрабатываются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2010 года № 215, и представляются в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

3) Требования к организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ) 

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

К основным мероприятиям, направленным на профилактику нарушений обязательных требований относятся:

– обеспечение размещения на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом, муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

– осуществление информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством:

1. руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
2. проведения семинаров и конференций.
3. проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации.
4. иными способами.

– обеспечение обобщения практики осуществления в соответствующей сфере деятельности муниципального контроля. Соответствующие обобщения практики должны проводиться регулярно (не реже одного раза в год) и размещаться на официальных сайтах в сети «Интернет», в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

– выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

4) Требования к организации и проведению мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 Федерального закона        № 294-ФЗ)

Органы муниципального контроля осуществляют мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Перечень мероприятий по контролю без взаимодействия установлен частью 1 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ. Возможность применения каждого из таких мероприятий зависит от осуществляемых видов муниципального контроля (надзора).

В частности, универсальным мероприятием является - наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5) Требования к организации и проведению плановых проверок (ст. 9 Федерального закона   № 294-ФЗ):

– плановые проверки проводятся органами муниципального контроля в форме документарной проверки и (или) выездной проверки на основании планов проверок, которые должны быть согласованы с органами прокуратуры и утверждены до 1 ноября, предшествующего году проведения плановых проверок.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

– при проведении плановой проверки порядком организации и проведения вид а муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования должностным лицом органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов), разрабатываемых и утверждаемых органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 года         № 177.

6) Требования к организации и проведению внеплановых проверок (ст. 10 Федерального закона   № 294-ФЗ):

– внеплановая проверка проводится органами муниципального контроля в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке и в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ;

- основания для проведения внеплановой проверки установлены частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, а также отдельными федеральными законами (см. часть 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ, Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации).

Виды контроля, которые с 1 июля  2021 года находятся в ведении органов МСУ

Вид контроля

Какой нормой установлен

Предмет контроля

Муниципальный контроль в сфере благоустройства

Пункт 16 ст. 15.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181ФЗ «О социальной защите инвалидов…» (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Закона № 131-ФЗ)

Соблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, требований к обеспечению доступности для инвалидов инфраструктурных объектов и предоставляемых услуг

Муниципальный контроль на автотранспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве

Статья 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…» (п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15, п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)

Соблюдение обязательных требований, установленных в отношении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам. А также в отношении автодорог местного значения:

к эксплуатации объектов дорожного сервиса в полосах отвода, в придорожных полосах;

осуществлению работ по капремонту, ремонту и содержанию автодорог общего пользования и искусственных сооружений на них

Муниципальный земельный контроль

Статья 72 ЗК (п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 35 ч. 1 ст. 15, п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)

Соблюдение обязательных требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. По итогам проверки инспектор вправе составить акт и направить его копию в орган государственного земельного надзора. Последний примет решение и сообщит о нем в орган муниципального контроля

Муниципальный жилищный контроль

Статья 20 ЖК (п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)

Соблюдение требований в отношении муниципального жилищного фонда:

к использованию и сохранности жилфонда; 

формированию фондов капитального ремонта;

созданию и деятельности юрлиц, ИП, которые занимаются управлением МКД, содержанием и ремонтом общего имущества в нем;

предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.

Инспекторы контролируют соблюдение правил изменения платы за содержание жилого помещения и общего имущества в МКД, правил предоставления коммунальных услуг и т. д.

Федеральным законом от 28.12.2024 № 540-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Также внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, в особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации. 
В частности, отменены пункты: 
- об увеличенном сроке взаимодействия с одним лицом, если рейдовый осмотр проводят в рамках пожарного надзора на объекте, где работают несколько контролируемых лиц. Теперь в Законе № 248-ФЗ есть общее правило об увеличении срока в таком случае. Его будут применять к конкретному виду надзора, если это будет предусмотрено в специальном законе;
- о завершении проверок, которые начали до ввода моратория в 2022 году. 
Особенности выдачи предписаний после мероприятий без взаимодействия применяются до 01.01.2030. 
Исключены пункты, позволяющие выдавать предписания по итогам мероприятия без взаимодействия в рамках надзора за транспортной безопасностью. 
Мораторий на плановые проверки ряда ИТ-компаний продлен с 01.01.2025. Плановые проверки аккредитованных ИТ-компаний не будут проводиться до конца 2025 года. Исключение – мероприятия в рамках федерального санитарно-эпидемиологического контроля. 
Увеличено число оснований для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее – КНМ) с взаимодействием с контролируемыми лицами. Среди них – уклонение от обязательного профилактического визита. 
Расширен перечень профилактических мероприятий, которые подлежат обязательному проведению органами муниципального контроля, в их число включены объявление предостережения и профилактические визиты.
Периодичность проведения обязательных профилактических визитов в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, устанавливается соразмерно рискам причинения вреда (ущерба). 
Отказ контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита не допускается, в противном случае в отношении него может быть организовано КНМ. 
В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу. Срок его проведения не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний. 
По окончании обязательного профилактического визита составляется акт, в случае выявления нарушений обязательных требований, если они не были устранены до окончания профилактического мероприятия, контролируемому лицу выдается предписание. 
Изменены положения о принятии решений о проведении КНМ, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом, по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе их причинения охраняемым законом ценностям, случаи согласования КНМ с органами прокуратуры, извещения органов прокуратуры о проведении КНМ, выдачи предписаний об устранении нарушений обязательных требований. 
Так, внеплановое КНМ в связи с истечением срока исполнения предписания может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры. 
Внеплановые документарные проверки также требуют согласования, за исключением отдельных случаев, указанных в ч. 9 ст. 72 Закона № 248-ФЗ. 
Предусмотрено право отказать проверяющему в допуске на объект контроля, если на документах госоргана нет QR-кода либо он некорректный. 
Установлена возможность проведения профилактических визитов и КНМ (инспекционного визита, выездной проверки, рейдового осмотра) с использованием мобильного приложения «Инспектор». 
С использованием данного мобильного приложения могут дистанционно (без выезда инспектора на объект) проводиться такие контрольные (надзорные) действия как осмотр, досмотр, опрос, экспертиза, эксперимент. 
Изменены нормы Закона № 248-ФЗ, связанные с досудебным обжалованием решений и действий контрольно-надзорных органов.
Правила досудебного обжалования распространены на случаи проведения обязательных профилактических визитов, введена возможность обжалования решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска, а также об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц.
С 20 до 15 рабочих дней сокращен срок рассмотрения жалобы. 

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике